Главная » Статьи для автолюбителей » Присадки - Мифы и Реальность

Присадки - Мифы и Реальность

дата публикации28.Сентября.2010 просмотров5830 комментарии0
Присадки - Мифы и Реальность
Многие, наверняка, помнят, как лет 10 назад, что называется, на заре кооперативного движенья, на рынках и лотках без труда возможно было встретить разного рода «снадобья» для двигателя. Продавцы этого товара имели возможность убедить массы, что какая-то субстанция в какой-либо баночке и бутылочке способна творить чудеса – то расход топлива уменьшится тут же % на двадцать, если не на тридцать, то мощь увеличится приблизительно так же, а уж про ресурс и говорить не стоит – сносу мотору не будет. С годами появлялись, широко и громко рекламировались, а после тихо исчезали все новые и новые чудодейственные средства (назовем их добавками). Кто-то хранил веру в чудеса, кто-то – нет, однако товар раскупали. Опробовавшие эти добавки расходились во мнении: одни рассказывали, какой «зверь» завелся у них под капотом, а иным, наоборот, приходилось заниматься ремонтом мотора, который еще не так давно этого не требовал. И мало кто из водителей задумывался над тем, какое фактически влияние на работу мотора могут оказать добавки в масло.

Чтоб определить, что и как оказывает влияние, полезно сперва поглядеть на условия работы и смазки деталей в двигателе.Прежде всего нужно подчеркнуть, что не вся мощь может использоваться на привод колес – часть ее просто теряется. Утраты (механическими) состоят из потерь на трение между движущимися деталями, на привод агрегатов, на трение деталей о воздух в картере, и из так называемых «насосных потерь», связанных с очисткой цилиндров от газов и наполнением их свежей смесью. Понятно, любая добавка в масло может в принципе изменить лишь первую составляющую. А вся она на максимальных режимах составляет не более 6-7% от мощности, развиваемой мотором. Нужно ли говорить, что почувствовать на таких режимах какой-то эффект практически нереально, даже если масло вдруг приобрело бы некие фантастические свойства, к примеру уменьшило трение тут же в несколько раз. Иное дело, если мотор работает на пониженных режимах. В т.ч., на холостом ходу он «крутит» сам себя, и вся его мощь затрачивается на преодоление механического сопротивления и привод агрегатов. В этом случае доля потерь на трение возрастает до 60-70%. Значит, каждое изменение свойств масла, действующее на трение, отразится на работе мотора на пониженных режимах, и в динамике, когда случается разгон до режимов наибольшей мощности. Если более детально рассмотреть утраты на трение, то 1/2 из них приходится на цилиндро-поршневую группу (ЦПГ), а оставшаяся часть приблизительно поровну разделена м/у трением в подшипниках и газораспределительным механизмом (ГРМ). Это важно заметить, так как трение в различных узлах мотора имеет различную природу.

Так, в подшипниках, где имеет место так называемое «жидкостное» трение без соприкосновения поверхностей, утраты зависят в основном от относительной скорости скольжения деталей и вязкости масла – чем они более, тем более и утраты. В деталях ЦПГ и ГРМ картина несколько другая. Тут главная доля потерь приходится на трение колец о стены цилиндра и кулачков распределительного вала о поверхности толкателей. Режим трения в таких узлах уже не является жидкостным – трущиеся поверхности могут даже соприкасаться по микронеровностям, в итоге чего реализуется режим так называемого «граничного» трения. В этих условиях скорость скольжения и вязкость масла влияют на трение менее, чем, к примеру, химический состав масла, точнее – содержащиеся в нем активные химические соединения (так называемые поверхностно-активные вещества), препятствующие задирам трущихся пар, понижающие трение и износ. Именно тут использование тех или других добавок к маслу потенциально может дать эффект, улучшить эксплуатационные свойства мотора, в т.ч. экономичность и долговечность. К слову, в плане повышения долговечности соответствующие химические соединения могут оказать положительное действие и на подшипники. Дело в том, что при запуске мотора режим жидкостного трения отсутствует и после устанавливается не тут же (задержка в поступлении масла к подшипникам определяется его вязкостью, устройством системы смазки).

Сперва при прокрутке мотора стартером и еще некоторое время после запуска, пока масло не старт поступать к подшипникам, наблюдается режим граничного трения. А это означает, что добавка в масло конкретных компонентов может уменьшить трение в подшипниках при запуске и этим не только лишь улучшить пусковые свойства мотора, но еще и снизить износ подшипников. Еще 1 аспект трудности связан с рабочим процессом мотора. Как видно, с течением времени на стенках цилиндров, поверхностях колец и поршней возникают следы износа и разные дефекты – риски, царапины и т.д. Масло, обладая определенной вязкостью, способно уплотнять сопряженные детали, имеющие незначительные повреждения, при этом тем лучше, чем более его вязкость. А это означает, что возможно рассчитывать на некоторое повышение компрессии в цилиндрах, если она уменьшилась в итоге износа. Правда, совсем не непременно, что повысится наибольшая мощь мотора или случится еще что-нибудь удивительное. Ведь компрессия, измеряемая при прокрутке стартером, – условная величина, характеризующая состояние деталей ЦПГ и ГРМ. Чем более частота вращения и нагрузка (открытие дроссельной заслонки), тем менее вызванные дефектами и износом деталей относительные утечки газов из камеры сгорания и их влияние на характеристики мотора. Если зафиксировано некоторое изменение компрессии в ту или иную сторону, это скажется прежде всего на пусковых характеристиках мотора и его параметрах на низких частотах вращения и нагрузках, отчасти – в динамике, однако практически не отразится на максимальных режимах. Хотя лучшее уплотнение камеры сгорания, безусловно, снижает расход масла, при этом на всех режимах работы мотора. Слегка о свойствах масел Сейчас, когда физика процесса вроде бы ясна, перейдем к составу и свойствам масел. Как видно, моторное масло должно обладать определенной вязкостно-температурной характеристикой. При служебной температуре в двигателе вязкость масла обязана быть низкой. Тогда улучшается его прокачиваемость ч/з зазоры м/у деталями, лучше отводится от них тепло, понижается трение.

С другого конца, масло с повышенной вязкостью менее выгорает и обеспечивает более высокие допустимые нагрузки в узлах трения. Т.о., вязкость масла при служебной температуре – компромиссное решение, при этом имеющее одну особенность. Чем более изношен мотор, тем паче вязкое масло лучше применять, т.к., кроме лучшего уплотнения ЦПГ и снижения расхода на угар, оно уменьшает опасность выхода из строя подшипников при крупных зазорах в них. Наоборот, для новых двигателей лучше масло малой вязкости, улучшающее приработку и снижающее утраты на трение. При низких температурах вязкость масла не обязана возрастать чрезмерно, чтоб не противостоять запуску и предотвратить возможное повреждение деталей после запуска до того момента, когда масло под давлением начнет поступать к узлам трения. В режиме граничной смазки не меньшее значение имеет смазывающая способность (маслянистость) масла, определяемая содержанием уже упомянутых поверхностно_активных веществ на поверхностях трущихся деталей. Хотя и это не все. Масло в сегодняшнем двигателе должно-обладать и другими важными свойствами.

Так, попадая на горячие поверхности деталей камеры сгорания, масло окисляется с образованием твердых и смолистых отложений, однако их число, понятно, должно быть минимальным и определяться зольностью и коксуемостью масла. К тому же, масло должно обладать моющей способностью, т.е. способностью выносить из зазоров между трущимися деталями продукты износа и твердые частицы. Ну, и естественно, все указанные свойства обязаны сохраняться при работе мотора длительное время, то есть масло должно иметь термоокислительную стабильность. Для решения всех таких задач применяют присадки – химические вещества и соединения avtoindent.ru, улучшающие те или другие свойства масел. Так, присадки даже в некрупных количествах (3-6%) могут значительно изменять вязкость, в т.ч. увеличить ее при крупных температурах, и стабилизировать зависимость вязкости от температуры, улучшать противоизносные, антиокислительные, моющие, противо-коррозионные свойства, и противостоять образованию пены в системе смазки. 


Поделиться:


Читайте также:

Взлом через интернет автомобилей - реальная угроза Статьи для автолюбителей
Вкратце о буксировке авто Рекомендации водителю
Новые Правила дорожного движения: разбираемся в поправках Статьи для автолюбителей
Нарушился зазор Автозапчасти и оборудование
Почему не следует продавать или покупать ТО по доверенности? Закон и водитель
Методика по вождению транспортного средства Статьи для автолюбителей

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:

Контакты

Россия
e-mail:info@avtoindent.ru

Отправить сообщение